Автор Тема: Успех гитар  (Прочитано 2564 раз)

Оффлайн Бука

  • Super Moderator
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 80
    • Просмотр профиля
Успех гитар
« : 07.11.2008, 21:01:07 »
Шестиструнная вселенная или секреты творческого успеха гитариста
Наш мир переполнен миллионами разных звуков, порой чарующих, сводящих с ума, ярких, гармоничных, монотонных, тихих, громких, глухих, звонких… Продолжать можно до бесконечности. Музыка жизни – одно из величайших богатств вселенной. И, разумеется, миллионерами в этой области могут считаться творчески одарённые музыканты – люди, которые общаются с музыкой на "ты", умеют с её помощью разговаривать, чувствовать её, слышать и понимать. Для этого вовсе не обязательно иметь безупречный слух – в конце концов, Бетховен был глухим. Чтобы научиться плавать в океане звуков, человеку нужна, прежде всего, внутренняя свобода. Услышать музыку внутри себя – таково истинное призвание не только композитора, но и музыканта. Ведь мало написать хорошую мелодию: нужно ещё суметь её проникновенно исполнить. В этом отношении каждый выбирает инструмент себе по вкусу: кто-то предпочитает пианино, без которого невозможно представить чарующие гимны классики. Для кого-то мила сердцу флейта, скрипка, аккордеон… Даже с помощью простых деревянных ложек можно придумать и сыграть заводной мотив. Однако самым популярным в мире музыкальным инструментом (если не принимать во внимание их простейшие разновидности) по праву считается гитара.


Что такое гитара и с чем её употреблять

Секрет притягательности гитары кроется в её доступности (вы можете приобрести самую примитивную модель всего за 500 рублей), простоте освоения и, разумеется, в красоте звука. Появившись несколько столетий назад в Испании, этот незамысловатый инструмент вскоре завоевал всю планету. Взгляните на множество разновидностей гитар, которые сегодня существуют в мире: испанская, гавайская, классическая, электрическая, электроакустическая, полуакустическая… Разные гитары имеют разное количество струн: от четырёх (на бас-гитарах) до двенадцати. Однако стандартом в этой области до сих пор считается акустическая шестиструнная гитара с корпусом в форме "восьмёрки". Струны, как правило, используются нейлоновые (дающие классическое звучание) или металлические (более "тяжёлый" формат для блюза и рока). Их толщина может также варьироваться и зависит от стиля игры, который выбирает гитарист: тонкие струны подразумевают более тихую игру, зато на них легче играть перебором и соло-партии. Толстые же означают более мощный напор, натиск и громкий звук, но при этом исполнять на таких струнах, скажем, джаз, становится проблематично. Таким образом, жизненно важной задачей для каждого серьёзного гитариста становится чёткое определение того, что он хочет получить от своего инструмента. Не стоит забывать и об удобстве постановки рук, как правой (зависит от формы и ширины корпуса), так и левой (в свою очередь, зависит от ширины и толщины грифа). Помните самое главное: не руки созданы для гитары, а гитара – для рук. Поэтому в данном вопросе верно подобранный инструмент – важная составляющая успеха исполнителя.
Инструкций по правильному выбору гитары уже написано предостаточно. В основном это шаблонные статьи с приблизительно одинаковым набором рекомендаций, которые в принципе верны. Поэтому останавливаться на технических деталях правильного подбора инструмента я не буду. Напомню лишь, что для правильного выбора необходимо учитывать два главных фактора, которыми обладает каждая гитара:

1) Качество звучания. Оно должно быть не только максимальным для данной ценовой категории инструмента, но и подходить исполнителю, соответствуя его вкусам и пожеланиям. Если Вы музыкальный гурман, скорее всего, Вам предстоит провести в музыкальном магазине не один день, прослушав более десятка разных моделей, пока не будет найден подходящий инструмент.

2) Удобство в эксплуатации. Приобретая гитару, музыкант обязан помнить, что ничего капитально изменить в её конструкции уже будет нельзя. Зачем приспосабливаться к неудобному инструменту, когда можно сразу найти наилучший вариант с надёжным грифом и наиболее удобным для музыканта корпусом? Его вырез должен точно подходить к форме колена (если гитарист играет сидя) и иметь ширину, достаточную для того, чтобы правая рука не уставала во время игры.

Таким образом, если все эти параметры будут учтены при выборе инструмента, освоить его будет гораздо проще.
Любой профессионал знает, что правильная настройка гитары означает половину успеха исполнителя. Самым главным фактором является правильный выбор тональности, особенно, если Вы хотите использовать гитару в качестве аккомпанемента. Поэтому не жалейте времени на то, чтобы отыскать нужную высоту звука и подстроить все струны друг под друга. Можно регулировать звучание гитары, проигрывая на ней какую-нибудь мелодию и изменяя при этом натяжение струн в нужную сторону. Но самый надёжный способ – настройка по первой струне. Руководствуясь этим способом, вы никогда не ошибётесь и настроите всё правильно (разумеется, при наличии музыкального слуха).
Кстати, о слухе стоит сказать несколько слов отдельно.


Что делать, если медведь на ухо наступил

Итак, к Вам в руки, наконец, попала гитара. Вы могли её купить, одолжить, взять напрокат, украсть, получить в качестве гуманитарной помощи… Для результата это не имеет значения. Рискну предположить, что инструмент даже правильно настроен. "С чего бы начать?" – сразу же задаётся вопросом начинающий. Как правило, он сразу же бросится в магазин или к другу за самоучителем. Месяц или два у него уйдёт на то, чтобы разучить гаммы и самые простые аккорды. Всем известно, что первый шаг – самый трудный, поэтому будущему Сатриани следует запастись гранитным терпением. И дело здесь даже не в пресловутых мозолях на пальцах левой руки. Просто все начинают играть в разных условиях: одним музыкальное чутьё дано с рождения (они учатся быстро и схватывают всё на лету), у других его нет вовсе (попробовав гитару, они разочаровываются в ней и идут играть на ложках), а третьи просто не знают, как пробудить в себе великого композитора. Если Вам довелось оказаться в категории последних, этот совет для Вас: играйте как можно больше.
Попробуйте подбирать свои любимые мелодии на слух. Ищите собственные пути, не бойтесь экспериментировать! Сначала всё будет казаться сложным и недостижимым. Но чем сложнее интересующее Вас препятствие, тем большего Вы достигнете, преодолев его. Помните, что в любой работе талант – лишь 10% успеха. Остальные 90 достигаются упорным трудом. Главное, не зацикливайтесь на одном аспекте обучения: музыканты, предпочитающие шлифовать одну технику в ущерб остальным, никогда не достигнут творческого успеха, ибо основа всякого творчества – разнообразие. К тому же, музыкальное чутьё не терпит примитивной зубрёжки: если Вы ставите перед собой цель максимально развить слух, необходимо дать простор воображению. Очень полезно записывать свою игру на магнитофон или компьютер, а затем прослушивать "со стороны", таким образом, оказываясь на месте слушателя. Крайне важным элементом тренировки слуха и повышения мастерства игры служит импровизация. Например, джаз практически полностью построен на ней. Импровизируя, Вы не только осваиваете гриф, но и учитесь говорить без слов – то есть, с помощью музыки. В этот момент у Вас работают не только пальцы, но и мозг, так что это прекрасная разминка для интеллекта.


Разновидности техники игры

Постигая азы гитарного мира, Вы очень скоро откроете для себя множество разновидностей техники исполнения, начиная от способов расположения пальцев и заканчивая различными эффектами. Если сформировать классификацию способов звукоизвлечения, можно выделить 4 стиля исполнения:

1) Техника игры пальцами. Используется практически во всех направлениях, начиная от классики и заканчивая фанком. Пожалуй, самая распространённая разновидность игры на южном полушарии. Для пальцев характерны размеренность и мелодичность звука.

2) Техника игры медиатором. Получила особое распространение в таких музыкальных стилях, как блюз, рок, панк и металл, а также во всех остальных, где основой гитарного звучания является быстрота и напор. Все знаменитые соло в рок-н-ролле игрались неизменно медиатором. Он позволяет исполнителю усилить ноту, а также придать ей сочность и чёткость звучания.

3) Комбинированная техника. В основном используется опытными гитаристами. Суть её в том, что музыкант действует одновременно медиатором и тремя свободными пальцами. Такой приём позволяет добиться большего разнообразия в звукоизвлечении, превратив одну гитару в две.

4) Теппинг – способ игры подушечками пальцев. Данная техника хороша для имитации на гитаре клавишных инструментов. Когда её использует мастер, он может добиться практически аутентичного с пианино звучания.

5) Слайд-техника. В отличие от всех вышеперечисленных разновидностей игры на гитаре, слайд может использоваться как пальцами, так и медиатором в самых различных комбинациях. На палец левой руки (как правило, мизинец) надевается металлический или стеклянный цилиндр, который при соприкосновении со струнами придаёт гитаре характерное певучее звучание. Основным приёмом в слайд-технике является скольжение.

Секрет мастерства гитариста и его творческого прорыва заключается в умелом сочетании этих приёмов, которое придаёт любому звучанию красоту, разнообразие и неповторимость. К примеру, можно сначала играть пальцами, прижав медиатор мизинцем к ладони, а затем отточенным движением захватывать его большим и указательным пальцами. Или наоборот. Всё зависит от того, насколько умело исполнитель может сочетать разные стили игры.


Несколько слов о музыкальной гармонии

Любая форма искусства должна служить выражением внутреннего мира человека. Музыка – в том числе. Она изначально призвана нести в себе смысл и энергетику исполнителя. Поэтому каждый амбициозный гитарист стремится к тому, чтобы общаться со своим инструментом на "ты". Недостаточно знать гриф вдоль и поперёк, помнить наизусть лады и гаммы. Почувствовать свою гитару и укротить её настолько, чтобы она стала частью тебя – вот в чём состоит задача исполнителя. Не стоит гоняться за дорогими красивыми инструментами, старайтесь мыслить более практично: это гитара должна стать частью Вас, а не Вы – частью гитары. Любой инструмент создаётся для человека, и это надо помнить. Но если опытный солдат в бою становится единым целым со своей винтовкой, то хороший музыкант обязан таким же образом слиться со своей гитарой. Кстати, играть на собственном инструменте особенно важно ещё и потому, что к чужому инструменту всегда приходится адаптироваться, ведь он иначе звучит, может иметь другой гриф и имеет ряд своих отличительных признаков. Чисто технически Вы сможете играть на чужой гитаре. Но завоевать ею сердца слушателей – вряд ли.

Чтобы достигнуть музыкальной гармонии, исполнитель должен иметь две личностные характеристики: во-первых, максимально хорошо овладеть техникой и скоростью игры. Месяцы и годы непрерывных тренировок рано или поздно приносят свои плоды, и в один прекрасный день Вы неожиданно замечаете, что можете выдавать такие соло, о которых раньше и мечтать не смели. Что может быть более приятной наградой за упорный труд, чем долгожданное достижение результата! А, во-вторых, Ваша музыкальная вселенная должна разрушить все границы и обрести свою космическую сущность, став бесконечной. Слушайте много хорошей музыки всех стилей и направлений, не бойтесь пробовать новые фишки и добиваться того звука, который хотите. Я ничего не имею против Гитарного Колледжа и ему подобных заведений, но считаю при этом, что жгучее желание творить и стремиться per aspera ad astra вполне может стать краеугольным камнем на пути к успеху у начинающего исполнителя. В конце концов, Мальмстин тоже в музыкалку не ходил, что не помешало ему стать богом в своём ремесле.


***

Иногда кажется, что гитарная техника в корне исчерпала саму себя. 24 лада, 6 струн, 144 ноты – что нового можно взять из этого мира звуков? Человечество изобрело десятки приёмов игры в разных стилях, но это искусство всё равно продолжает совершенствоваться. Не верьте узколобым прагматикам, считающим, что всё имеет свой конец. Технический прогресс обеспечил музыке второе дыхание, подарив ей не только тысячи электронных сэмплов, но и дав возможность взглянуть на старые вещи совсем по-иному. Поэтому я готов поспорить, что если Вы играете на гитаре, если Вы блещете звездою таланта и жаждете бурной деятельности, для Вас всегда есть возможность открыть в этом инструменте невидимый прежде горизонт. А ведь именно в поиске нового и состоит смысл настоящего творчества.