Томы. Некоторые комбинации пластиков и характерные звучания ::.
1. И сверху и снизу однослойные пластики среднего веса, например, REMO Ambassador, Aquarian или EVANS G1 с покрытием. Сочетание очень резонансное, высокочастотный звон может быть весьма сильным, очень хорошее послезвучание, великолепный ответ под палочкой. Если сверху поставить прозрачный пластик — звук будет еще более открытый. Именно такое сочетание чаще всего используется в джазе, кантри и легком роке. Звоном можно легко управлять с помощью настройки. Это сочетание популярно для записи. Пластик с покрытием дает при атаке хорошие высокие, а у прозрачного пластика преобладает атака в области средних частот.
2. Пластики REMO PowerStroke 3, FiberSkyn FA или Emperor, Aquarian Studio-X: покрытый или прозрачный пластик сверху, а снизу REMO Diplomat Batter Clear или EVANS Genera Resonant Clear. Весьма резонансное сочетание, почти отсутствует высокочастотный звон, очень хорошее послезвучание, отличный ответ под палочкой. Классический студийный легкий джазовый звук для игры без микрофонов. Чтобы сделать звучание потеплее, поставьте вниз или пластик с покрытием, или черный Ebony ("эбеновый"). Если строй низкий, а микрофон расположен близко, звук может получиться слишком округлый из-за "эффекта приближения" (см раздел " Вкратце: как микрофоны могут повлиять на звучание").
3. Emperor, FiberSkyn F1 или Aquarian Double Тhin сверху, однослойный среднего веса снизу: хорошее сочетание, промежуточное между настройками под среднюю и большую силу удара, при этом почти не теряется качество звучания и ответа под палочкой. Дает теплый звук, в котором все равно могут присутствовать высокие обертоны.
4. Pinstripe, Aquarian Performance II или EVANS G2 сверху и тонкий одинарный типа REMO Diplomat или EVANS Genera Resonant Clear снизу. Cочетание менее резонансное, чем предыдущее, но значительно больше атаки, звон по высоким либо небольшой, либо отсутствует совсем, очень хорошее послезвучание, хороший ответ под палочкой. Чтобы сделать звук жирнее/влажнее, попробуйте настроить резонансный пластик на самый низкий тон, или чуть ниже. Этот и следующий вариант хороши для "жирного" звучания. И снова, чтобы сделать звук теплее, поставьте нижний пластик с покрытием средней массы, типа Ambassador или подобный. Этот вариант тоже хорош для записи, чтобы получить более "отдельное" звучание.
5. Пластик с покрытием типа REMO Ambassador, Aquarian, или Evans G1 сверху, и двухслойный пластик типа Evans G2 снизу. По сравнению с предыдущей комбинацией дольше звучит основной тон, почти полностью отсутствует высокочастотный звон, послезвучание короткое, ответ под палочкой великолепный.
6. Evans G2 или подобные двухслойные заглушенные пластики с обеих сторон приближаются по типу к мертвому звучанию барабанов 60-х — начала 70-х. Очень короткий звук, неважный ответ под палочкой. Если настроить высоко, то обертоны будут запаздывать и создавать грязь.
7. Гидравлические пластики сверху и снизу создадут эффект "полотенца на барабане", звучать будет глухо, как картонная коробка. С помощью сильно резонирующего пластика типа EVANS Glass или Genera с резонансной стороны удается несколько оживить звучание. Некоторые говорят, что такое сочетание дает хороший звук, когда настраивается высоко. Личного опыта подобной настройки у меня нет. Я применял это сочетание для низкого строя, и звук был, как я описал.
Томы, процедура настройки ::.
Выполняйте операции, как описано в разделе "Настройка и посадка пластиков для любых барабанов". Вы должны выполнить следующую последовательность действий:
1. Учимся, как настраивать резонансную сторону – начало
2. Настройка ударной стороны
3. Настройка по зонам
4. Затем "Результаты. Их значение"
Пластики для бас-барабана — ударная сторона ::.
Покрытия и типы материалов — те же, что и в разделе "Пластики для томов — ударная сторона". У пластиков для бас-барабанов много общего с пластиками для томов, но бывают и существенные отличия, например серии EVANS EQ или Aquarian Regulator.
1. Однослойные, без демпфирующих элементов. Любой пластик наподобие REMO Ambassador, серии Ebony, FiberSkyn 3FA, Aquarian Signature серии Jack DeJonnette, EVANS EQ 1, EVANS EQ 4
2. Заглушенные однослойные пластики, типа REMO Ambassador, серии Ebony, FiberSkyn 3FA, Aquarian Classic, Aquarian Signature серий Carmine или Vinny Appice, Studio-X, Impact I, SuperKick I, EVANS EQ 1, EVANS EQ 4, и т.п.
3. Заглушенные двухслойные: любые наподобие REMO PinStripe, EVANS EQ2, EVANS EQ3, или гидравлические, типа Aquarian SuperKick II.
См. раздел "Звучание. Типичный подбор пар пластиков для бас-барабана."
Бас-барабан. Пластики для резонансной стороны ::.
1. Однослойные, без демпфирующих элементов. Любой пластик наподобие REMO Ambassador, серии Ebony, FiberSkyn 3FA, Aquarian Classic Ported Bass Drum Head, EVANS EQ1, UNO 58 1000, и т.п.
2. Заглушенные однослойные пластики, типа REMO PowerStroke 3, Aquarian Regulator, EVANS EQ 2, EVANS EQ 3, и т.п. Обратите внимание, что большинство этих пластиков выпускается в вариантах: без отверстия, с 4 1/2", 5" и 7" отверстием.
Бас-барабан. Пластики с отверстием, или без? ::.
1. Если отверстие в пластике больше 7 дюймов диаметром — это все равно, что играть без пластика.
2. 7 дюймовое отверстие создает впечатление звучания без резонансного пластика, отправляет больше атаки от колотушки в публику, и незначительно окрашивает звучание тембром резонансной стороны. Кроме того, легче ставить микрофоны и менять внутренние демпферы.
3. 4,5 или 5-дюймовое, или даже два смещенных отверстия такого размера облегчают управление колотушкой (снижают вероятность нежелательной репетиции), барабан резонирует мощнее, и резонансная сторона сильнее влияет на настройку барабана. Через 4,5-дюймовое отверстие сложнее устанавливать микрофон внутри бочки, и изменять положение демпферов.
4. Пластик без отверстия дает очень гулкое звучание и больший отскок колотушки. С помощью одного микрофона бывает затруднительно получить и хлопок колотушки, и резонанс барабана. Все демпферы остаются внутри. Резонансный пластик очень сильно влияет на общее звучание.
Бас-барабан. Подушки и/или прокладки ::.
1. Одна прокладка или подушка, прикрывающая 15-20% расчетной площади ударного пластика: атака подчеркнута, тон и послезвучание "повисают".
2. Одна прокладка или подушка, прикрывающая 15-20% площади резонансного пластика: атака колотушки уменьшается, тон и послезвучание выглядят, как, за которым проявляются яркие обертоны.
3. Одна прокладка или подушка, прикрывающая 15-20% площади ударного и резонансного пластиков: атака подчеркнута, общая громкость немного снижена, тон и послезвучание более собранные, обертоны приглушены.
4. Одна прокладка или подушка, прикрывающая 25-30% площади ударного и 15-20% — резонансного пластиков: атака очень жесткая и подчеркнутая, общая громкость почти такая же, как в предыдущем варианте, тон и послезвучание еще более концентрированные, обертонов почти нет.
5. Одна прокладка или подушка, прикрывающая 25-30% площади и ударного, и резонансного пластиков: очень собранный звук, идеальный для близко расположенного микрофона. Атака становится очень акцентированной, общая громкость почти такая же, как в предыдущем варианте, тон и послезвучание становятся короткими выбросами энергии, которые без микрофона кажутся безжизненными. Отчетливое "ударное" звучание.
Звучание. Типичный подбор пар пластиков для бас-барабана ::.
Имейте в виду, что все характеристики описанных ниже заглушенных пластиков можно поменять с помощью подушек/прокладок, как описано в разделе "Бас-барабан. Подушки и/или прокладки", или подбором пластика с отверстием, как рассказывалось в разделе "Бас-барабан. Пластики с отверстием, или без?". Покрытия и типы материалов — те же, что и в разделе "Пластики для томов — ударная сторона.". У пластиков для бочек с пластиками для томов существует много общего, но есть существенно отличающиеся серии, например, EVANS EQ и Aquarian Regulator.
1. Однослойные, без глушащих элементов с обеих сторон: — открытое, сильно резонирующее звенящее звучание, ощущение упругое.
2. Однослойный заглушенный ударный, однослойный не заглушенный резонансный: атака колотушкой "выскакивает", звучание открытое, сильно резонирующее, в момент атаки обертоны приглушены, но "повисают" на послезвучании.
3. Однослойные заглушенные с обеих сторон: атака слышна явственнее, плотное, но несколько расплывчатое звучание, обертоны пригашены, но слышны. Типичные комбинации: REMO PowerStroke 3 с обеих сторон, чтобы усилить низкие частоты можно поставить ударный пластик EVANS EQ 4, а резонансный — REMO PowerStroke 3, EVANS EQ 2 или Aquarian Regulator Resonant.
4. Однослойный заглушенный ударный и двухслойный заглушенный резонансный: атака колотушкой "выскакивает", звучание широкое, сфокусированное, обертоны пригашены. Типичное сочетание: ударная сторона — REMO PowerStroke 3, резонансная — REMO PinStripe, EVANS EQ 3, или Aquarian SuperKick II Resonant.
5. Двухслойные заглушенные с обеих сторон: очень сфокусированная и упругая атака, узкий сфокусированный звук, обертоны сильно приглушены (прокладки/подушки могут не понадобиться). Типичная комбинация с обеих сторон — REMO PinStripe, EVANS EQ 3, или Aquarian SuperKick II.
Бас-барабан. Настройка и хитрости ::.
1. Для бас-барабана — процедура та же самая. Выполните операции раздела "Настройка и посадка пластиков любых барабанов", но примите во внимание следующее:
2. При типичной настройке ударный пластик управляет атакой, а резонансный — послезвучанием.
3. Для более упругого звучания поднимите строй резонансного пластика на 1-2 ноты вверх, или перестройте выше весь барабан.
4. Чтобы получить "пластмассовое" звучание, нужно поставить с ударной стороны однослойный пластик, настроенный на самую нижнюю ноту, и чуть-чуть распустить каждый винт. Хорошо звучит твердая войлочная колотушка без подкладки. Если воспользуетесь деревянной или пластмассовой, прокладку поставьте.
5. "Жирное" звучание бас-барабане делается так же, как на томе. Нужно настроить резонансный пластик на самую низкую ноту, потом чуть (на 1/16 - 1/8 оборота) отпустить каждый винт. Получится "жирный", "свободный" или "темный" звук. В этом случае строй меняют с помощью ударного пластика. Имейте в виду, что при "жирном" звуке высотный диапазон настройки может быть несколько ограничен.
6. Для того, чтобы получился короткий "открытый" резонансный взрыв звука, за которым идут приглушенные обертоны, попробуйте воспользоваться демпфером EQ. Слегка прижмите его к одному из пластиков, так, чтобы при ударе колотушки верхняя ("шарнирная") часть отскакивала от пластика, но быстро возвращалась назад. На длительность звучания можно влиять, изменяя расположение демпфера. Этот прием срабатывает и с двумя демпферами, когда один из них прижат плотно, а другой, расположенный сверху на том же, или на противоположном пластике — дает "шарнирный" звук.
7. Нет подушки или прокладки? Попробуйте воспользоваться полосами фетра или хлопчатобумажной ткани разной ширины. Подкладывайте их под пластик примерно по середине, туго натянув, так, чтобы пластик их прижал. В качестве ориентира — попробуйте сделать полосу шириной 4,5 дюйма на 20-дюймовой бочке, 5 дюймов на 22-дюймовой, 5,5 дюйма на 24-дюймовой. Полоса на одном из пластиков эквивалентна демпфированию 25-30% площади пластика, или двум демпферам EQ на пластик. Так же работает скатанное и приклеенное скотчем в нижней части пластика (или обоих) полотенце. Старая перьевая подушка или свернутое одеяло действуют так же хорошо. Импровизируйте! Все, что слегка касается поверхности пластика, будет работать, если соблюдать пропорции демпфирования, данные в разделе "Подушки и/или прокладки". Для "шарнирного" звука попробуйте приклеить скотчем полотенце или кусок ткани к верхней части пластика, чтобы он при ударе отскакивал и возвращался обратно.
8. Для улучшения резонанса попробуйте поднять бас-барабан как можно выше над полом — насколько позволят упоры и конструкция педали.
Малый барабан ::.
Настройка малого барабана не отличается от настройки любого другого, она усложнена подбором обечайки и пружин подструнника. Давайте, перед тем как вести разговор о подборе пластиков, начнем с тембра обечайки, чтобы лучше понять присущие ему ограничения и преимущества.
Малый барабан, вкратце об обечайках ::.
1. Желтая медь: очень жесткий режущий звук, весьма богатый сочными обертонами.
2. Сталь: ступенькой выше в сторону яркости, с очень выраженным звоном и распределенным звуком. Звук затухает дольше, чем у медного.
3. Алюминий: чистый, открытый звук, с яркими жесткими обертонами. Невероятно громкие римшоты.
4. Бронза: близкая родственница меди. Звучание по характеру напоминает деревянные обечайки, может звучать громко. Хороший многоцелевой барабан.
5. Красная медь: по звучанию — близкая родственница алюминия, только несколько теплее.
6. Все чеканное: общие характеристики те же, что и у исходного материала, только несколько меньше резонанс.
7. Толщина металла: обечайки миллиметровой толщины хуже резонируют в низкой и средней части спектра, чем более толстые, от 3 мм и толще.
8. Литые обечайки: очень громкие, с мощным резонансом, за счет использования специальных сплавов, идущих на изготовление тарелок.
9. Деревянные обечайки: смотри подраздел "Конструктивные особенности" в разделе "Томы". Все то же самое.
10. Меньше диаметр — выше строй.
11. Более высокая обечайка дает звук мощнее, резонанс больше, послезвучание длиннее.
12. У короткой обечайки звучание более артикулированное, мощь меньше, за счет сокращения резонирующей площади.
13. Место для подструнника: небольшое углубление в крае обечайки с резонансной стороны, чтобы пружины подструнника плотнее прилегали к пластику.
14. Углы обечайки, меньшие, чем 45, не значит плохие. Просто они дают другое звучание, обычно с уменьшением угла резонанс уменьшается, а звук становится темнее. На березовых обечайках популярен угол в 35?. Звучание становится ярче, если радиус гребня обечайки меньше (острее), и темнее, если радиус больше (может быть желателен на томах и бочке).
Малый барабан — пластики для ударной стороны ::.
Покрытия и типы материалов — те же, что и в разделе "Пластики для томов — ударная сторона". У пластиков для малого барабана много общего с пластиками для томов, но есть и существенно отличающиеся серии EVANS Genera Snare или Genera Dry с отверстиями.
1. Однослойные, тонкие, малой массы, например, REMO Diplomat, Renaissance, FiberSkyn FD (FD очень тонкие), EVANS Genera Concert Snare. Все они выпускаются с покрытием и очень подходят для очень артикулированной игры, очень чувствительные, ярко звучащие, с открытыми обертонами (FiberSkyn звучат теплее). Все не очень долговечны. Отдельно следует упомянуть EVANS Genera Concert Staccato Snare, которые звучат еще суше и артикулированнее, чем все остальные пластики "тонкой" группы.
2. Однослойные, не демпфированные, без отверстий, средней массы, например, REMO Ambassador, Renaissance, FiberSkyn FA, или серии Aquarian Satin Texture Coated, Evans G1, UNO 58 1000. Ярче всего звучат UNO 58, теплее всего FiberSkyn. Универсальные пластики с подчеркнуто звучащими обертонами, хорошей артикуляцией, выносят битье от всех, кроме самых могучих барабанщиков. Aquarian с покрытием – самые долговечные. Особо следует упомянуть Evans PowerCenter. Имеют все преимущества однослойных пластиков, но в центре – тонкое перфорированное усиление диаметром 5". Усиление не отваливается при высокой настройке и самом свирепом обращении. (Выпускаются только диаметром 14").
3. Однослойные, демпфированные, тяжелые, например, серии REMO Emperor, Renaissance, PowerStroke, FiberSkyn F1, или Aquarian Studio-X, Evans Genera Batter. По сравнению с однослойными пластиками звук более мелодичный, обертоны при атаке слышны меньше, послезвучание минимально или отсутствует совсем. У барабана отчасти сохраняется звон.
4. Однослойные, заглушенные, очень "сухие" или с отверстиями. Большая часть рынка здесь принадлежит Evans Genera Dry и UNO 58 1000 Dry. Атака короче и острее, обертонов почти нет совсем. Такие пластики требуют большого внимания при настройке, и обычно показывают звучание обечайки в среднем отрезке диапазона, одновременно ограничивая низкие частоты барабана.
5. Двухслойные, заглушенные или износостойкие пластики, наподобие REMO PinStripe, Aquarian Performance II или Double Тhins, классические Evans G2, и все пластики с усилением ("Power Dot") в центре. Дают очень короткую атаку и очень короткое послезвучание.
6. Самые высокодемпфированные, с масляным барьером, типа Evans Hydraulic. Эти пластики по определению имеют самое "тупое", "картонное" звучание. Собственного послезвучания практически не имеют.
Малый барабан — пластики для резонансной стороны ::.
Естественно, что можно применить любой пластик, но правильнее было бы ставить специальный, помеченный "Snare Side". Если поставить любой другой, в результате получится, как если бы использовался тяжелый или толстый пластик: или подструнник не будет звучать, или возникнет дребезжание, или потеряется чувствительность, или все вместе.
1. Тонкие пластики с большим резонансом: REMO Diplomat Snare Side, EVANS Genera Hazy 200. Очень хороши для улучшения ответа барабана, повышения чувствительности и щелчка, в то же время повышая артикуляцию тремоло и флажолетов.
2. Пластики средней массы: REMO Ambassador, Renaissance, Aquarian Classic Clear Snare Side или EVANS Hazy 300. Послезвучание у них короче, чем у более тонких собратьев, типа REMO Diplomat или EVANS 200, звук более сфокусированный, менее яркий и артикулированный. EVANS Genera 300 и Genera Glass 300звучат суше, но сохраняют очень хороший ответ подструнника. Renaissance звучат теплее.
3. Тяжелые резонансные пластики: REMO Emperor, EVANS 500 Hazy. Оба типа звучат очень сухо и неартикулированно. Прозрачные варианты ("Glass") звучат еще суше. Aquarian Hi-Performance Snare Side сделаны, чтобы противостоять износу, но отвечают, как пластики средней массы.
Подструнник — общие указания ::.
1. Важно, чтобы плоскость струн была параллельна плоскости резонансного пластика. Если барабанщик использует низкокачественный подструнник или пружины, то у такого подструнника место пайки или зажима струн может быть неровным, или с острыми выступами. Это может вызвать у барабанщика предубеждение против тонких резонансных пластиков, потому что подструнник плохого качества вызывает преждевременную порчу пластика. Как раз в данном случае обычно используют "тяжеловесные" пластики. Но вы можете попробовать пластики серии Aquarian Hi-Performance. За счет уникальной конструкции они защищены там, где нужно, но в то же время сохраняют ответ наподобие резонансных пластиков среднего веса.
2. Следует обязательно обращать внимание на количество струн или пружин, их длину и материал. Можно приспособить к барабану какой-то другой подструнник, но в этом случае следует обратить внимание, точно ли он подходит по длине, и правильно ли крепится к защелке.
3. Пружины из углеродистой стали звучат значительно ярче, чем из нержавейки с сердечником. Жилы или синтетика звучат значительно менее ярко.
4. Меньшее количество витков на единицу длины струны равняется меньшей громкости и лучшей артикуляции (например кабельные подструнники).
5. Чем шире подструнники, тем громче они звучат и теоретически настолько чувствительны, что избавиться от "симпатического" дребезжания (когда подструнник реагирует на посторонние звуки) будет очень затруднительно. Так что если вы устанавливаете широкий подструнник, а потом натягиваете его до чертиков, чтобы избавиться от дребезжание, то, наверное, вам лучше было бы оставить старый.
6. Широкие подструнники, в середину которых вставлен подструнник меньшего размера, дают более "жирный/влажный" звук.
7. Если ударять сильнее и сильнее, то настает такой момент, когда общий уровень громкости не нарастает, а создается впечатление, что у барабана становится меньше "щелчка", чем на средней громкости. Это происходит за счет того, что в такой момент слышится больше "томового" или литаврового звучания из-за того, что ударом возбуждается только одна сторона.
8. Резонансная сторона возбуждается пассивно, и двигается постольку поскольку. Так что смена пружин может помочь добавить громкости или "щелчка" в зависимости от силы удара, а может и нет.
9. Чтобы сохранить тон барабана, но сделать звучание подструнника помягче и потеплее, сократите количество пружин из углеродистой стали до 10 штук. Чтобы звук стал менее металлическим, применяйте нержавеющие, и т. д.
Малый барабан — осмотр, что и как делать ::.
1. Как быть, если барабан во время игры дребезжит? Удалить пластики с обеих сторон, и стукнуть по обечайке рукой или обратной стороной палочки. Если дребезжат крепления винтов, сначала попробуйте их снять, и проверить, не прекратится ли шум, при заполнении внутренности крепления ватой. Еще можно попробовать проложить между корпусом крепления и обечайкой тонкий кусок листовой резины, но здесь нужно следить, чтобы корпус крепления не отодвинулся от обечайки слишком далеко – отверстия в корпусе крепления должны свободно совмещаться с отверстиями в ободе. Если вы подкладываете резину, то подложите ее под все крепления, а не только под проблемные. Если без пластиков ничего не дребезжит, возможно, что один из пластиков уже отработал свое, или был неправильно посажен – все это во время игры может вызывать дребезжание и искажение звука. Решение – либо заменить пластик, либо натянуть посильнее и попробовать пересадить. Также следует проверить, нет ли на барабане незатянутых винтов, и т.д.
2. Как проверять пружины подструнника? Выложите ненатянутый подструнник на плоскую поверхность. Проверьте, все ли пружины одинаковы, не перерастянуты ли одна-две, и не выгнуты ли в противоположную сторону (такое бывает и с совершенно новыми подструнниками). Если есть сомнения, то лучше пойти и купить новые пружины. Иначе крайне трудно будет управлять "щелчком" и "стрекотом" барабана. Проверьте ту часть подструнника, где пружины соединяются с креплением. Там не должно быть острых выступов, бугорков и т.п. Если неровности есть, иногда помогает опиливание, но следите, чтобы не спилить слишком много, иначе пружины могут оторваться от крепления.
3. Как определить, не слишком ли стар пластик? Кроме сразу заметных разрывов, следует посмотреть, не износился ли пластик в том месте, где расположены пружины подструнника (иногда там возникают маленькие дырочки, или пластик становится молочно-белого цвета). Посмотрите, не покороблен и не продавлен ли пластик от чрезмерного натяжения.
4. Как проверять ободы? Положите обод на кухонный стол или другую очень плоскую поверхность (нельзя класть на пластик и на стекло, так как они изначально неровные), и проверьте, ровно ли он лежит. Если обод штампованный, или в три операции вытянутый, попробуйте выпрямить, надавив на него, или замените. Если обод литой или деревянный, то при попытке погнуть вы рискуете сломать его раньше, чем он подастся. В этом случае нужно или смириться, или заменить обод, – третьего не дано. Проверьте точность окружности обода, крест-накрест (+) замерив диаметр обычной линейкой. Если размеры разные, правильность окружности нарушена.
Малый барабан, настройка. Метод 1 [Жирно и Влажно] ::.
Предполагается выбор для ударной стороны любого однослойного пластика из класса заглушенных средней массы, типа EVANS Genera Batter, REMO PowerStroke, Aquarian Studio-X, или любых с текстурированным покрытием. С резонансной стороны ставим Genera Hazy 200 Snare или REMO Diplomat Clear. Наша задача – получить слегка пригашенный звон, сфокусированный звук, очень хороший резонанс, отличную артикуляцию и ответ под палочкой. Чтобы сделать звучание несколько более открытым, биг-бендового типа, поставьте REMO Ambassador Coated, Evans G1 Coated, или Aquarian Satin Texture Coated.
Имейте в виду: над звучанием малого барабана мы работаем со снятым подструнником.
1. Начните с установки нижнего (или резонансного) пластика. Мы хотим настроить нижний без верхнего на самый нижний чистый тон, точно так же, как было описано выше в разделе "учимся настраивать резонансную сторону – начало", подраздел "настройка и посадка пластиков – все барабаны".
2. Как только вы настроили пластик на нижнюю резонансную ноту, процедура слегка меняется. Затяните каждый винт на 1/2 - 1 оборот и выровняйте пластик. С такого состояния удобно начинать дальнейшую работу.
3. С ударной стороны ставьте пластик, как описано в разделе про установку ударного пластика на томы, включая настройку, как описано в разделе "настройка ударной стороны".
4. Когда вы добились самой нижней резонансной ноты с ударной стороны, слушайте барабан и проверяйте как он чувствуется. Я предлагаю вам настроить ударную сторону относительно высоко – на три-пять нот выше, чем ваш самый высокий том.
5. Это обеспечит отличный ответ под палочкой и под щеткой. Несмотря на то, что ударная сторона теперь настроена много выше резонансной, в общем тембре будет сложный состав обертонов, который обеспечит низко настроенная резонансная сторона. Общим ощущением резонанса на ноте можно управлять с помощью подструнника (см. ниже).
6. Если после настройки ударной стороны и установки подструнника барабан звучит слишком низко, то можно чуть-чуть подтянуть резонансную сторону (максимум на 1/4 оборота). Я предлагаю делать это только после установки подструнника. Когда вы добились желаемого резонанса, ответа, и т.д. без подструнника – пришла пора его установить.
7. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".
Малый барабан, настройка. Метод 2 [Звучание не задушенное, его предпочитают многие студийные музыканты] ::.
Имейте в виду - мы работаем со снятым подструнником.
1. Замените пластики, точно так же как описано в методе 1.
2. Настройте ударную сторону на тот же звук, что и резонансную.
3. Теперь поднимите строй резонансной стороны на три ноты выше, чем строй ударной стороны.
4. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".
Малый барабан, настройка. Метод 3 [С высоким резонансом, максимально проявляет звучание обечайки] ::.
Имейте в виду: мы работаем со снятым подструнником.
1. Замените пластики, точно так же, как описано в Методе 1, и установите с ударной стороны однослойный не демпфированный пластик средней массы с текстурированным покрытием. С резонансной поставьте либо Diplomat Clear, либо Evans Hazy 200. Чтобы получить звук потеплее, более сфокусированный, но сохранить резонанс, поставьте Ambassador, Aquarian Classic или Evans Hazy 300.
2. Настройте ударную/верхнюю сторону так же, как и резонансную/нижнюю.
3. Теперь чуть поднимите строй резонансной стороны и внимательно слушайте тон зоны, в которой настраиваете. Поднимайте по чуть-чуть и ищите на слух точку набольшего резонанса.
4. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".
Малый барабан, дополнительные указания по настройке ::.
1. Проходите зоны настройки так же, как на томе, только вместо того, чтобы поднимать строй ударного пластика, поднимайте строй резонансного.
2. Настраивайте крест-накрест или лучше двумя ключами друг напротив друга. Тонкие резонансные пластики легко вывести из строя если одна из сторон будет натянута сильнее, так что лучше всего ключи поворачивать понемногу.
3. Как только вы получили оптимальное соотношение настроек сторон, будь то для "жирного" или "попсового" звука, можете сдвигать общий строй барабана выше. Под этим я имею в виду, что разность в настройке пластиков должна составлять 2-3 ноты. Маленькие изменения в соотношении вызывают гашения фаз, за счет чего вы можете мало-помалу подтягивая один из пластиков, как убить обертоны, так и подчеркнуть их. Таким способом можно уйти от необходимости использования заглушенных пластиков.
4. Если вам нужен жирный влажный звук, то, не обращая внимания на строй ударного пластика, оставьте резонансный на нижней ноте.
5. Если требуется более артикулированный режущий звук, настройте нижний пластик выше ударного.
6. Кроме всего прочего, натяжение подструнника управляет тем самым "ударом", который вы можете ощутить у себя в животе. Если пластик натянут чересчур сильно, то подструнник не будет хорошо лежать в вырезах.
Установка подструнника ::.
1. Поместите подструнник на пластик, слегка сместив его в сторону от замка по диаметру барабана.
2. Подтяните тесьму или тяги, внимательно следя, чтобы они шли под прямым углом к краю обода.
3. При защелкнутом замке, но с ослабленным натяжным винтом, снова подтяните тесьму или тяги перпендикулярно краю обода, так, чтобы струны были умеренно натянуты.
4. При защелкнутом замке начинайте натягивать подструнник натяжным винтом, ударяя по пластику. Вы обнаружите точку хорошего звучания, в которой стрекот подструнника и "ощущение" барабана сольются воедино. Если затянуть сильнее, звучание станет более артикулированным. В этот момент самые незначительные изменения настройки дают огромную разницу в звучании. Я имею в виду поворот винта натяжного устройства на 1/16 оборота или еще меньше. Если вас благословили двумя натяжными устройствами с обеих сторон барабана, то завинчивайте оба одинаково, это очень важно!
5. Экспериментируйте. В какой-то момент вы услышите низы, или у вас внезапно возникнет "ощущение" в животе. Не перетягивайте. Если переусердствовать, то не добавится ничего, разве только звучание заглохнет, да исчезнет ответ под палочкой.
6. Даже малейшие подстройки будут показывать или давить обертоны.
Пять стадий звучания подструнника ::.
От слабого натяжения к сильному:
1. Дребезжит и звучит немного неряшливо.
2. Дребезжание уменьшается, звучит несколько суховато. Почти как при перетягивании.
3. Начинает появляться теплота, появляется замечательный "шлепок" струн.
4. Становится более артикулированным, теплота исчезает.
5. Cтадия "мусорного" звучания. Звук очень тугой, задушенный, отсутствует тембр, на расстоянии трех дюймов от обода на пиано ответ незначительный, либо вообще отсутствует. Вы перестарались.
Малый барабан, советы и секреты ::.
1. Стойка влияет на звучание. Когда малый барабан находится на стойке, не зажимайте держатели вокруг обода, это не дает ободу и обечайке свободно вибрировать, мешает проявиться собственному звучанию барабана.
2. Если барабанщик ударяет сильнее, то щелчок барабана и громкость треска подструнника не увеличиваются, а может измениться высота, так как сильнее проявляется собственное звучание ударного пластика. Поэтому, если не получается поймать в микрофон высокочастотный щелчок, который слышен в помещении, можно переставить микрофон к нижнему пластику.
3. Если вы ставите два микрофона, сверху и снизу, то вам следует иметь в виду, что с нижним микрофоном могут возникнуть фазовые проблемы, и вам придется подключать его в противофазе. (В идеальном случае пластики движутся вместе – когда ударный пластик удаляется от верхнего микрофона, резонансный приближается к нижнему. Из-за этого вам может понадобиться электрически изменить фазировку нижнего микрофона).
Подструнник – дребезжание, ответные вибрации ::.
Ответные вибрации подструнника малого барабана часто создают проблемы. Обычно их вызывает настройка соседних барабанов и бас-гитары. Причина в том, что строй подструнника совпадает или близок частоте ответной вибрации. А перестраивать подструнник теперь, когда вы нашли такой прекрасный звук, вам хочется меньше всего. Но, как и со многими другими музыкальными проблемами, здесь должны быть компромиссы. Проблема может оказаться очень сложной, из-за обертонов подструнника. Но я попытаюсь обобщить рекомендации, которые в качестве решения предлагались другими. Я обнаружил, что первые два совета помогают очень хорошо, но множество народа слишком озабочено этой проблемой. Во многих случаях дребезжание – основной элемент звучания малого барабана, например, при "жирной" настройке и не кажется дребезжанием ни слушателям, ни на записи.
1. С резонансной стороны десятивинтового барабана распускайте четыре винта по обе стороны подструнника до тех пор, пока пластик не покоробится. Затем подтягивайте винты до того момента, пока коробление не исчезнет. Итак, вы расстроили четыре винта. Теперь скомпенсируйте это подтягиванием остальных шести винтов (по три с каждой стороны).
2. Найдите мешающие инструменты и перестройте их. Обычно это один из томов, а строй тома для микса не настолько важен. Некоторые говорят, что если том настроен на квинту от малого и на квинту – от другого тома, то проблема может решиться. Но это решение половинчатое, так как звучание малого барабана, независимо от строя, очень богато обертонами и если за счет перестраивания убрать один из обертонов, то это чревато появлением нового.
3. Совершенно другой способ: положить кусок очень тонкой бумаги или сантехнической ленты между подструнником и нижним пластиком возле места, где подструнник входит в зажим замка. Придется поэкспериментировать с толщиной, но проблема может очень уменьшиться.
4. Поставить другой пластик. Пластики из телячьей кожи были почти нечувствительны к этой проблеме. Пластики с похожим покрытием (например, REMO Renaissance или FiberSkyn 3) могут уменьшить ее.
5. Если источник проблем – другой барабан, задрапируйте малый барабан с проблемной стороны полотенцем или куском тяжелой ткани.
6. Большая часть проблем идет от струн (пружин). Попробуйте воспользоваться витыми (cable) струнами фирм Grover, Pattison или Hinger. Традиционные жильные струны тоже вряд ли задребезжат. Но от их применения звук может стать суше.
Последовательность настройки ::.
Вам непременно нужно знать, где находится центр вашей "исполнительской вселенной" и/или какой барабан определяет основную окраску звучания.
1. Самое низкое, самое жирное звучание: начинайте с самого низкого, самого грозного напольного тома и жирно настройте его, как описано в разделе "результаты. Их значение". Нет смысла начинать настройку с самого высокого барабана, так как, когда вы доберетесь до самого низкого, может оказаться, что последний том невозможно настроить в требуемый интервал. Другими словами, напольный том не сможет звучать настолько низко и интервал выйдет корявый. Так что начинайте снизу и двигайтесь вверх.
2. Если требуется ударное, "роковое" и т.п. звучание, то оно в основном формируется альтами. Если у вас два или три альта, то начните с первого или со второго и настройте его так, как вам нужно. Он будет центральным ориентиром для всей настройки. При настройке от него все барабаны будут настроены правильно. Старайтесь, чтобы звучало мелодично, проверяйте, играя на них попарно. Если вы настроите барабаны через пять нот, то услышите, что все они зазвучат шире, полнее, а ответные звучания гармонируют. Если отстраивать барабаны друг от друга через три ноты, то звучать будет несколько уже и суше. Такое звучание вам может очень понадобиться при близко расположенных микрофонах. Совет: не настраивайте бочку слишком низко, сохраните тот же самый интервал в пять нот с самым низким томом.
3. Фанковое звучание полностью зависит от бочки: начните с нее, затем переходите к малому и все отстраивайте вниз от него. Проверяйте звучание игрой рабочих рисунков и заполнений по высоким барабанам.
Интервалы и размеры барабанов ::.
1. Диаметр сильнее влияет на изменение высоты звука, чем высота обечайки.
2. Высота обечайки равняется резонансу и громкости, она придает барабану его характерное звучание. Площадь обечайки 12"х10" (диаметр x высота) составит 370 кв. дюймов, а 12"х9" – 333 кв. дюйма. Так что, как посмотреть: или площадь (и резонансные возможности) обечайки высотой в 10" на 11% больше, или 9" – на 10% меньше. Звучит 10" обечайка чуть поглубже, но основная разница – в громкости звучания, которую можно получить от данного барабана. Независимо от диаметра, изменение высоты обечайки при одном и том же диаметре на 1 дюйм даст либо прирост площади на 11%, либо уменьшение на 10%. Соответственно, площадь обечайки барабана 12"х8" будет на 20% меньше, че